Воскресенье, 19.05.2024, 08:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 93
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Роль информационных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальной школе (сборник "Инновации в образовании", Иркутск, 2011)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных задач современной школы, провозглашенных в концепции модернизации российского образования, является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм общения, методов обучения. 

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Необходимо, чтобы знакомство с возможностями компьютера происходило под непосредственным руководством взрослых (родителей или учителя).
Первоклассник, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, часто нестандартные решения в различных видах деятельности. Каждый учитель начальных классов знает, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
• игровая деятельность;
• создание положительных эмоциональных ситуаций;
• работа в парах, в группах;
• проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает мышление, формирует приемы мыслительной деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, современный урок. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
В своей практической профессиональной деятельности возможности компьютера мы используем по нескольким направлениям:
— Используем компьютерные обучающие игры при обучении русскому языку, математике.
— Отслеживаем результаты учебной деятельности учащихся.
Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер». Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока - это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми анимированными схемами. Анализ таких занятий показал, что благодаря фрагментам уроков, на которых используются презентации, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. У них повышается качество знаний, ребенок продвигается в общем развитии, появляется стремление преодолеть трудности, познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. А главное создаются условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Для ребенка младшего школьного возраста большую роль играют электронные учебные материалы (медиатека). Это обучение через своеобразную призму, через мультфильм, героями которого спешат стать сами дети и который нравится им. Нужно отметить, что компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменяет характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, совершенствует организацию урока, повышает интерес учащихся к образовательному процессу. В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку на данную тему, что обеспечивает возможность повышения эффективности работы учителя и учащегося. Вместе с тем, очень важно, чтобы информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными образовательными технологиями. Органическая связь ИКТ с традиционными методами обучения позволяет учащимся, например, на уроках по развитию письменной речи многократно редактировать текст, что совершенно не возможно при работе с бумагой. В бескомпьютерной ситуации даже незначительное исправление может потребовать несоразмерно больших усилий, прежде всего, для учащегося начальной школы. В компьютерном же случае обычные операции вставки слов, перестановки фрагментов текста и т. д. выполняются быстрее, легче. ИКТ в традиционной классно-урочной системе проявляется в проведении урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. Выполнение домашнего задания, подготовка к выступлению — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения – такая форма работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению. Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств ИКТ. Проектная работа с использованием ИКТ позволяет ученику выполнить задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом он осваивает модели учебной деятельности, расширяет кругозор, приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий, развивает навыки общения. Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения, наиболее полно отвечает проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. Наиболее эффективно учителя мы используют презентации. Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно пассивны или расторможены на уроках, становятся внимательнее, активнее высказывают свое мнение, рассуждают. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического планирования. Мы уверены, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Будущее формируется в школе. Сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. Решать эту задачу помогает массовое внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. 
Категория: Мои статьи | Добавил: karelina (11.12.2013)
Просмотров: 973 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Елена Подшивалова  
0
Согласна, что применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет повысить уровень знаний учащихся и мотивацию к предметам.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024