Воскресенье, 19.05.2024, 10:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 93
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Совершенствование навыков чтения

Кто постигает новое,
лелея старое,
тот  может быть учителем.
Конфуций.

Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых влияний, по разным причинам нам это не удается. Наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, "подталкивают” нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, одним из которых применение новых технологий, но не забывать о старых.

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания, окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.

Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой  в школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Первоклассники находятся на разных этапах овладения техникой чтения. И чем не совершеннее способ, тем медленнее читает ребенок.

Понимая, что "велосипед уже изобретен", я направила усилия на решение обозначенных проблем.

Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Навык чтения, как навык сложный, требует времени для своего формирования. Начиная с 1 класса нужно вести кропотливую работу, направленную на формирование этого навыка.

Поэтому у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению. Взяв за основу передовые педагогические технологии Ш.А. Амонашвили, Софьи Николаевны Лысенковой, я собрала разнообразные формы обучения, направленные на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников.

Два года назад я решила  опробировать программу факультативного курса «Школа оптимального чтения и грамотного письма». Для этого в течение года адаптировала программу, призванную оказать дополнительную помощь учащимся со слабыми навыками чтения, основанную на подтвержденной практическим опытом последовательности фонетических и грамматических упражнений и текстов.

Содержание программы.

Программа реализуется в течение 126 часов:

1 класс – 24 часа (начиная со 2 четверти)

2, 3,4 классы - по 34 часа, по 1 часу в неделю,

Формы контроля -  по 5 часов в год во 2,3 ,4 классе.

 Цели и задачи курса.

Целью курса  является повышение грамотности школьников, уменьшение количества орфографических ошибок в работах учащихся,  посредством формирования у младших школьников  читательских навыков, речевой и познавательной деятельности. 

Задачи  курса.

- учить младших школьников сознательному, правильному,  выразительному чтению вслух со скоростью 110-120 слов в минуту, про себя 130-150 слов в минуту (по окончании начальной школы), обучать приемам чтения про себя, развивать умение переходить с одного вида  чтения на другой;

- формировать умение полноценно воспринимать художественные и научно- познавательные тексты;

-  обогащать лексический запас учащихся, совершенствовать речевые умения;

-  формирование навыка сознательного чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой;

- создание предпосылок к общему литературному развитию, культуре коммуникации, реализация творческих способностей;

- учить самостоятельно строить диалог и монолог, связанно рассказывать о прочитанном, услышанном, увиденном, обосновывать свои суждения;

-формировать интерес к традициям своего народа, его прошлому, настоящему и будущему; к самостоятельному чтению;

- обогащение чувственного опыта ребёнка, его реальных представлений об окружающем мире и природе.

- формировать умение анализировать ошибки в письменных работах;

- развивать орфографическую зоркость.

 

Планируемые результаты:

 - повышение качества обучения;

 - развитие оперативной памяти и устойчивости внимания;

 - овладение синтетическим чтением (слияние техники чтения и понимания текста);

 -  повышение уровня успеваемости по предметам основной школы.

 

Убедилась я  в том, что программа «Школа оптимального чтения и грамотного письма» работает, через три месяца после ее внедрения. Можно было наблюдать устойчивое повышение количества учащихся, достигших высоких показателей осмысленного чтения.

 

Приемы работ по развитию техники чтения

1 класс

-Фонетическая зарядка

Комплекс 1.

Построить забор

Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать данное положение на счет от 1 до 5 – 10.

Сделать трубочку

Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке У). Следить, чтобы зубы были сомкнуты.

Колечко

Загнуть кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. При этом уздечка языка у вас растянется до боли. 2-3 секунды подержите в таком положении, а затем расслабьте.

Язык змеи

Высунуть язык, сделать его кончиком 2-3 движения вверх-вниз и быстро убрать.

Хоботок

Губы сжать в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство и выпятить их.

Грустно-весело

Сжимать и растягивать губы 3-4 раза, постепенно увеличивая темп.

-Дыхательная гимнастика

Упражнение « Задуй свечу»

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Побрызгайте бельё водой (в один прием, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

 Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

-Речевая зарядка

1. Дифференциация сходных слогов и слов:

ла-ра ма- мя дом-том

2. Чтение слогов по подобию:

а        о       у

ма     мо     му

са      со      су

ла      ло     лу

3. Чтение слов по подобию:

сом Маша шапка

В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.

4. Чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами или порядком их расположения:

 кто-кот               следы-слёзы

 - Артикуляционная гимнастика

- Таблицы Шульте

Для тренировки навыка быстрого чтения многие специалисты рекомендуют выполнять специальные упражнения с таблицами Шульте. Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения. Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения. Постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста.

Варианты заданий:

Покажи и назови все числа в порядке возрастания.

Покажи и назови все числа в порядке убывания. Причем, следует отметить, что ученикам 1-2 классов надо называть вслух и показывать, а старшим детям можно только показывать.

 - Методика И.П. Федоренко

Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко оказались упражнения:

Многократное чтение

После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течение 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат.

 

Чтение в темпе скороговорки

Чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны "проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение

 

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.

- Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6 -8 слов. Дочитав 3 – 4  слова, забыл первое слово. Профессор И.Т.Федоренко предлагает тесты для «зрительных» диктантов.

        Предлагаются 18 наборов по 6 предложений в каждом. На один набор из 6 предложений уходит около 5 – 8 минут урока. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст (через 2-4 дня, в зависимости от уровня класса), можно переходить к следующему набору. Думаю, что проводить  зрительные  диктанты  можно не только в начальной школе.

При щелчке на значок предложение появится. Через заданное время (время точно соответствует рекомендациям профессора И. Т. Федоренко) предложение само исчезнет. Красным цветом я выделила «опасные места» в словах. Дети читают МОЛЧА, «глазами», стараясь запомнить. После исчезновения предложение записывают. Следующее предложение появится по щелчку учителя на значок с цифрой «2» и т. д.

Писать зрительные диктанты нужно ежедневно, иначе эффекта не будет!

 Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений. Охотнее читают.

- Щадящее чтение

В самом деле, если учащийся не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать и поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда учащийся прочитает одну - две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадрик - опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку... Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.

- Чтение перед сном

- Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как чтение за диктором. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно и использовать грамзапись произведения.

- «Буксир»

- «Голова и хвост»

Учитель или ученик начинает читать текст, дети быстро находят его и дочитывают все вместе.

- Также в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые  разделены на четыре группы:

для развития сознательного чтения;

для формирования правильности чтения;

для развития беглости чтения;

для развития выразительности чтения.

Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

 

I.                              Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

1. Что общего в словах и чем они различаются?

мел – мель, мал – мял, мыл – мил

2. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж

3. Какое слово лишнее и почему?

красивый, синий, красный, желтый

4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество букв; они одного рода; они состоят из двух слогов.

5. Путем перестановки букв составь слово.

у к л б о;   с н о а с;   у п к с.

6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза

7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Зима, рама

8. Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель, ружье

9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.

Песня – композитор; самолет - ?

10. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец

 Таким образом, данные упражнения дают возможность ежеурочно развивать и совершенствовать навык чтения каждого ребенка незаметно для него самого, в игровой форме, учитывая и тот факт, что дети приходят в школу, владея различными способами техники чтения.

Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла,  что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка». 

Категория: Мои статьи | Добавил: karelina (11.12.2013)
Просмотров: 4968 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Елена Подшивалова  
0
Очень интересная информация, которая пригодится в работе любого учителя. Эти упражнения дают возможность развивать и совершенствовать навык чтения каждого ребенка.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024