Значение художественно-эстетического
воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся
рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия воспитания обучающихся в условиях
внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития
школьников и на уроке и во внеурочной
деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного
развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и
дополнительного образования. Под внеурочной деятельностью понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной
формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной
программы. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды
деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их
воспитания и социализации.
Воспитательная
система - это целостный социальный организм, влияющий на формирование образа
жизни школьного коллектива и его психологический климат. Проблемы воспитания
всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная
деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в
образовательном учреждении. Цель нашей работы это – воспитание у младших школьников
познавательных интересов, творческих способностей, духовно-нравственной
личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в коллективе
и строить отношения дружбы между одноклассниками и родителями через
взаимодействие школы и семьи.
В поиске
путей обновления содержания воспитательного процесса мы пришла к решению строить внеурочную работу с
обучающимися в художественно – эстетическом направлении. Наша работа была
построена на основе учебного пособия Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской «Музей
в твоем классе», которое включает 17 репродукций картин русских художников. Содержание программы носит личностно -
ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Изучение курса "Музей в твоем
классе" знакомит младших школьников
с репродукциями 9 картин русских
художников, разными жанрами живописи и дифференцирован по двум предметным
областям (развитие речи и изобразительное искусство). Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для
выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственных связей между
тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения (если рядом со
снегом изображена лужа, значит… Если дым из труб идет вертикально вверх, значит… Если старик-отец отвернулся от дочери
и смотрит в сторону, значит… и т.д.). В ходе усвоения содержания курса
формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного
произведения, его фрагментов. При рассмотрении исторических сюжетов на полях
репродукции помещаются фотографии
предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный
контекст.
Структура занятий состоит из системы вопросов и заданий, предполагающих
использование простейших инструментов для выделения деталей и фрагментов
(круглая рамка, прямоугольная рамка, лупа), а также дополнительных сведений,
которые могут быть использованы на занятиях.
В процессе изучения курса у обучающихся:
- формируется
наблюдательность, логическое мышление;
- формируется
умение реконструировать смысл и причины того, что осталось за кадром
изображения;
- формируется активная
жизненная позиция, коммуникативные умения и навыки.
В ходе занятий дети обращают внимание на
особенности живописного стиля каждого художника; на способы создания основных
физических иллюзий (света и тени, блеска и прозрачности и т.д.); на умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт,
пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); на определении темы картины и настроение автора, которым
он хотел поделиться со зрителями, в особенностях композиционного решения художником
поставленной задачи.
Подведение итогов деятельности обучающихся
проводиться в форме творческих работ, конкурсах рисунков, проектов, коллективных
творческих дел. Использование данных форм позволяет ребёнку попробовать себя в
различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть
определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает
вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся,
подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире. И начинать
эту работу надо именно с младшими школьниками, используя возможности
организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.
Таким образом, внеурочная деятельность
младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую,
художественно-эстетическую деятельность, высокий уровень самосознания,
способность сделать правильный нравственный выбор.
Литература:
1.
Чуракова
Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание
эстетического мировосприятия младших школьников/ Материалы Межрегиональной
научно-практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008
http://nsportal.ru/user Социальная сеть работников образования
|