Воскресенье, 19.05.2024, 07:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 93
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Значение художественно-эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности (Материалы IХ Международной НПК, Прага, Чехия)

Значение художественно-эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей  школьного возраста.  Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников  и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Воспитательная система - это целостный социальный организм, влияющий на формирование образа жизни школьного коллектива и его психологический климат. Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Цель нашей работы это – воспитание у младших школьников познавательных интересов, творческих способностей, духовно-нравственной личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в коллективе и строить отношения дружбы между одноклассниками и родителями через взаимодействие школы и семьи.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса мы  пришла к решению строить внеурочную работу с обучающимися в художественно – эстетическом направлении. Наша работа была построена на основе учебного пособия Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской «Музей в твоем классе», которое включает 17 репродукций картин русских художников. Содержание программы носит личностно - ориентированный, деятельностный и развивающий характер.

Изучение курса "Музей в твоем классе" знакомит младших школьников   с  репродукциями 9 картин русских художников, разными жанрами живописи и дифференцирован по двум предметным областям (развитие речи и изобразительное искусство). Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственных связей между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения (если рядом со снегом изображена лужа, значит… Если дым из труб идет вертикально вверх,  значит… Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит… и т.д.). В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием  в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов. При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции  помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.

Структура занятий состоит из  системы вопросов и заданий, предполагающих использование простейших инструментов для выделения деталей и фрагментов (круглая рамка, прямоугольная рамка, лупа), а также дополнительных сведений, которые могут быть использованы на занятиях.

В процессе изучения курса у обучающихся:

  • формируется наблюдательность, логическое мышление;
  • формируется умение реконструировать смысл и причины того, что осталось за кадром изображения;
  • формируется активная жизненная позиция, коммуникативные умения и навыки.

В ходе занятий дети обращают внимание на особенности живописного стиля каждого художника; на способы создания основных физических иллюзий (света и тени, блеска и прозрачности и т.д.); на умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); на определении темы картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, в особенностях  композиционного решения художником поставленной задачи.

Подведение итогов деятельности обучающихся  проводиться в форме творческих работ, конкурсах рисунков, проектов, коллективных творческих дел. Использование данных форм позволяет ребёнку попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире. И начинать эту работу надо именно с младшими школьниками, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, художественно-эстетическую деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Литература:

1.     Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия младших школьников/ Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008

http://nsportal.ru/user  Социальная сеть работников образования

Категория: Мои статьи | Добавил: karelina (08.12.2013)
Просмотров: 2421 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 2RaNG  
0
Грамотная статья!

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024